Что такое саспенс

Саспенс — это психологический метод, применяемый в кинофильмах и литературных произведениях для создания напряжённой, возбуждённой и неопределённой атмосферы. Подобное ожидание, как закончится сюжет, сопровождается сильным беспокойством, тревогой и страхом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое саспенс, и как этот метод используется в фильмах и литературе. Объясним, какие саспенс имеет виды и жанры, а также предложим несколько интересных примеров.

В конце статье расскажем, как можно показать саспенс через героев и детали, а также эмоции. Объясним процесс развития в кинокартинах методов, которые вызывают необычные эмоции у зрителей. Вся информация предназначена лишь ознакомления.

Саспенс: разбор понятия

Саспенс разбор понятияТермин саспенс изучают представители когнитивных наук, но точного определения понятия нет. Психология понимает это понятие как некое явление вызывающее сильное эмоциональное возмущение с долей страха, неопределённости и надежды.

Саспенс — это не реакция зрителя или нагнетание обстановки, а жанр, обучающий сценаристов, как возлечь и спровоцировать людей на сопереживание главным героям. Специальные методы помогают удержать внимание человека, заставляя его:

  • сочувствовать персонажам картины;
  • следить за развитием сюжета;
  • переживать за невозможность помочь герою избежать опасности.

Понятие саспенс берёт корни в английском языке. Этот приём использовали задолго до его окончательного определения Альфредом Хичкоком.

Известные примеры

Примером может служить, всемирно известная картина братьев Люмьер. Саспенс заключался в беспокойстве, и страхе от того, что из экрана, движущийся поезд может попасть в зал и раздавить зрителей.

Режиссёр Гриффит в XX веке использовал этот метод в своих работах. Он повторял один приём, который заставлял зрителей погружаться в напряжённую атмосферу. Герои его фильмов попадали в смертельные ситуации, и им уже грозила смерть, но неожиданно в самом остром моменте персонажи спасались. Зрители, захваченные напряжённым сюжетом, переживали за жизнь героев, не зная, переживут или погибнут персонажи.

Альфред Хичкок: известный режиссёр

Альфред Хичкок известный режиссёрАльфред Хичкок является ярчайшей звездой и гениальным мастером в применении популярного в наши дни метода в кино. Великий режиссёр убеждён, что для срабатывания саспенса зрителя нужно подготовить. В процессе просмотра фильма публике обеспечивают полный доступ к важной информации. Когда человек знает об опасностях, то он подсознательно подготавливается к лучшему восприятию поворотов сюжета. Это помогает реализовать любой из методов такого эффекта, как саспенс.

В своих картинах Хичкока пользовался звуковым сопровождением:

  • тревожной музыкой;
  • звуками шагов;
  • дыхания;
  • тиканья секундной и часовой стрелкой часов;
  • быстрого биения сердца.

Он применял операторские методы съёмки важных эпизодов. Например, для нагнетания ситуации использовал неожиданный угол съёмки, делал акценты, чтобы выделить важные детали.

Саспенс: виды

Саспенс видыСаспенс открытого вида заключается в том, что зритель знает всё об опасности преследующую героя, а именно причину и последствия, но персонаж картины остаётся в неведенье насчёт грозящих ему неопрятностей. В фильме Хичкока «Саботаж» есть эпизод с мальчишкой доставляющего посылку, где имеется саспенс. В коробке находится бомба, которая должна взорваться в 13:45. Паренёк опаздывает. Он должен передать посылку ровно в 13:30. Всё время пути мальчика звучит тревожная музыка. Несколько раз зрителям показывают время.

Фильм делится со зрителем некоторой информацией и секретом сюжета. Этим сценарист формирует саспенс. Публика знает об опасности, но ей остаётся лишь следить, как разворачивается сюжет. Секрет может быть самым разным:

  • убийцы в подворотне;
  • преступник, проникнувший в дом;
  • ложная беременность.

Саспенс закрытого вида заключается в том, что персонаж фильма и зритель понимают предстоящую опасность или испытание, но не знают их причину, место возникновение и источник грядущих бед. Например, картина «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц находится в постоянной опасности. Советский шпион не знает, откуда и когда придёт опасность.

Приём саспенса часто используют для накаливания обстановки в триллерах, хоррорах и ужастиках. Однако метод можно использовать в самых разных жанрах. Например, известный советский мультфильм «Ёжик в тумане был» создан с элементами напряжения обстановке.

Саспенс: жанры

В английском языке слово саспенс имеет множество значений и один из них определяет термин как жанр с набором методов для вызова у читателя или зрителя определённый набор эмоций:

  • ожидание;
  • страх;
  • напряжение;
  • надежду;
  • возбуждение.

Эти приёмы используют в создание фильмов в жанрах детектив, триллер, криминальный боевик, драма (Титаник), мистика и ужас. Саспенс, а именно его методы также хорошо действуют в романтических комедиях.

Саспенс в кино

Простое объяснение жанра саспенс в кино можно рассмотреть на примерах. Человек не может спокойно сидеть, вскакивает в сильном волнении за судьбу персонажа, который находиться в опасной ситуации или герой не может понять простых вещей.

В этот момент индивид эмоционально кричит, шепчет или думает: «Беги, не стой на месте!» или «Присмотрись, оно за тобой!» При просмотре киноленты человек погружается в историю картины и сопереживает главному герою так, как будто на его месте стоит он.

Саспенс в литературе

В кинофильме добиться такой реакции, как саспенс зрителя можно с помощью спецэффектов, звукового сопровождения, методов съёмки фильма. Однако чтобы подобной реакции получить в литературном произведении, автору нужно быть гением пера. Литератор ради создания напряжённой атмосферы должен сделать две вещи:

  1. Преподнести главного героя так, чтобы он понравился читателю.
  2. Сюжет произведения не должен быть перегружен драматизмом.

Второй наиболее популярный метод такого эффекта, как саспенса — неожиданность. Он нужен для шока читателя и создания напряжённой атмосферы с элементами страха и обречённости. Человек попадает в состояние зависимости от ожидания развязки.

Саспенс: процесс развития

Саспенс появляется благодаря разным методам:

  1. Мучение зрителя.
  2. Тайна раскроется в конце картины.
  3. Референсы.
  4. Игра на зависимость.

Все эти методы имеет своеобразный процесс развития, который создаёт самый эффектный и запоминающийся саспенс.

Мучение зрителя и игра на зависимость

Мучение зрителя и игра на зависимостьСаспенс должен развиваться в медленном темпе. Сюжет картины приближается к моменту раскрытия развязки, но время идёт, а конца напряжённой ситуации всё равно нет. Этот приём – затянуть интригу, нужен для удержания внимания зрителя. Сценарист создал этот момент для поддразнивания публики.

Сценарист должен вызвать у зрителя чувства зависимости от просмотра его работы. Этот приём получается не у многих фильмов. Однако большинство зрителей приходят в кинотеатры, чтобы развлечься, поэтому приём срабатывает, но действует саспенс ограниченное время. Сила и влияние притяжения картины зависит от таланта сценариста и режиссёра.

Основная тайна фильма откроется только в конце

В картине происходит ситуация за ситуацией. Казалось бы, секрет (преступник, преследующий жертву, ложная беременность, измена мужа или жены, кража) сейчас раскроется. Герою для этого нужно лишь обратить внимание на странную тень, отсутствия нужных симптомов и неестественное поведение партнёра.

Сценарист просчитал этот момент и когда ситуация собирается прийти к развязке, происходит нечто, что не позволяет тайне раскрыться слишком рано. Режиссёр, применяя этот метод саспенса, эмоционально сближает героя картины и зрителя, так как публика остро реагирует на ситуацию.

Референсы

Если вспомнить устройство аттракционов, игровых автоматов, детективных сериалов и фильмов Хичкока, то можно представить данный приём. В азартном мире этот метод саспенса называют – «Чуть промахнулся». У игрока, собравшего три одинаковых слота, но четвёртый проскакивает мимо, создавая иллюзию уверенности, что в следующий раз он победит.

Саспенс: как показать

Саспенс можно показать через героев. При создании персонажей детали личности и характеристик важны для полноты картины. Если это комедия, то в характере героев присутствует много противоречий и нелепостей. Однако нужно учитывать уровень хорошего чувства юмора, а также необходимо помнить об элементах неожиданности. Например, интеллигентный и ухоженный молодой перспективный мужчина, на самом деле – неуравновешенный с некоторыми нотками сумасшествия человек.

Саспенс можно реализовать через детали. Мужчина спрятался в ванной комнате за душевой занавеской. Герой возвращается домой. Интрига ситуации в деталях эпизода:

  • одежды героя;
  • полупрозрачности занавески;
  • звуков дыхания;
  • включённая музыка;
  • открытое окно.

Конечно же, саспенс можно достичь через эмоции. Например, картина в жанре драмы, где нужно усилить напряжённую обстановку и заставить зрителей испытывать тревогу. Для этого создают контраст между уютной атмосферой и накалом драмы.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.