Что такое самосознание

Самосознание (психология) – это сформированное восприятие индивида своей личности. Например, то, как люди чувствуют своё место в социуме, оценивают свои и чужие поступки, а так же как их понимают окружающие представители человечества. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое самосознание. Укажем на то, как специалисты относятся к термину в психологии. Объясним, как формируется самосознание, а также из каких видов, групп и уровней оно состоит.

В конце статьи расскажем, какие функции выполняет самосознание и какая его роль в жизни каждого человека. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Самосознание: разбор понятия

Самосознание разбор понятияСамосознание – это одновременно инструмент для внутреннего, а также внешнего познания мира.

В понятие самосознание входит понимание:

  • собственных желаний;
  • потребностей;
  • целей;
  • взглядов на мир;
  • мотивов;
  • роли в жизни общества.

Внутреннее самосознание направлено на изучение собственной личности, преодоление психологических преград самостоятельно или с помощью психотерапевта. Человек на основе морально-нравственных ценностей наблюдает и судит свои поступки, исправляя ошибки в собственное поведение.

Читайте также: Инструменты для саморазвития

Внешнее сознание занимается формированием взглядов на мир, через познание:

  • законов;
  • норм;
  • ценностей;
  • знаний;
  • устоев;
  • бесчисленных мнений окружающего социума.

Самосознание влияет на восприятие индивида, отделяя его от других личностей и представляя человека как единицу социума.

Самосознание в психологии

Самосознание в психологииТочного определения такого термина, как самосознание не существует в общепринятой психологии, так как само понятие многогранное и сложное. Самосознание имеет важные синонимы, а именно к ним можно отнести само идентичность и самость.

Сергей Рубинштейн — это советский (известный) психолог, который впервые ввёл такое понятие, как самосознание в психотерапию. Он понимал самосознание, как способность представителей человечества понимать свой внутренний мир, поведение других людей и взаимоотношения с ними.

А также изучал такое понятие, как самосознание Лев Выготский. Учёный в своей работе изучал формирование этой способности человека. Он выяснил, что создание и развитие такого осознания себя, как самосознание происходит в раннем детстве. В подростковом возрасте оно принимает конечную форму.

Профессор, изучив данный вопрос, пришёл к выводу, что для формирования самосознания требуется способность, мыслить и размышлять, которая появляется у детей к 7 годам. Малыши младше семи лет из-за неразвитого навыка размышления, могут оценивать ситуации только с собственной позиции. Попытки воспринимать происходящие события с точки зрения других людей заставляет их испытывать затруднение и недопонимание от требуемой задачи.

Самосознание: формирование и этапы осознания

Валерия Мухина является психологом советского и русского происхождения и она подробно разобрала процесс формирования такой способности, как самосознание у детей, который состоит из следующих этапов осознания:

  1. Имя.
  2. Тело.
  3. Признание.
  4. Пол.
  5. Социальное пространство.

Имя является важным элементом самопознания

В детстве представление собственного имени становится первым шагом в формирование само идентичности. Ребёнок с младенчества постоянно слышит, как родители называют его по имени. Со временем малыш начинает ставить знак равенства между собой и именем.

По мере роста данное имя помогает ребёнку отделить свою личность от других детей и начать понимать своё «Я» как личность. Впоследствии влияние имени усиливается, когда он узнает о наличии фамилии, отчества и разных ласкательных прозвищ.

Тело

Ребёнок к году осознаёт набор базовых представлений о собственном теле. Он начинает воспринимать своё отображение в зеркале. Малыш понимает, что его тело стремительно меняется. Ребёнок познаёт неприятные ощущения от ушибов, синяков и прочих воздействий. Осознавая собственную боль, он начинает понимать, что может причинять её другим.

Признание

ПризнаниеРебёнок изначально ожидает проявления внимания со стороны родителей и взрослых людей. Со временем приходит опыт и знание, какие поступки хорошие, а какие плохие. Малыш, совершая положительный поступок, ожидает награду, признание и хвалу от родителей, воспитателей или знакомых взрослых.

Читайте также: Составляющие интеллекта

Опекун неадекватно и противоречиво реагируют на поведение молодого человека. Обиженный ребёнок из-за неправильного поведения взрослых приобретает отрицательные качества личности:

Пол

Дети начинают осознавать свой пол в раннем детстве. Первая симпатия между мальчишкой и девочкой происходит уже в начальных классах. Однако настоящее осознание (половая идентификация), парнями, что они мужчины, а девушки – женщины происходит с первыми проявлениями пубертатного периода. Мальчики и девочки обретают стереотипное мышление мужчин и женщин.

Осознание социального пространства

В процессе взросления ребёнок осознаёт представление о социальном пространстве:

  • быт;
  • ценности;
  • воспитание;
  • нормы морали;
  • религии и т.д.

Подростки стремятся расширить своё пространство, но из-за непонимания, что для этого нужно, они склонны принимать импульсивные поступки.

Самосознание: критерии

Вольф Мерлин один из советских психологов выделял факты описывающие самосознание людей:

  • понимание и принятие собственных эмоций;
  • осознание своей личности как отдельного субъекта в обществе;
  • умение выделить собственное я от других индивидов;
  • самооценка.

Психологические критерии самопознания:

  • осознание обособленности в социальной жизни и материальных благ от окружающих людей;
  • подчинение собственных мыслей и поступков;
  • попытки ощутить чужие модели поведения на себе;
  • умение распознавать и принимать собственные мотивы, желания, цели и потребности;
  • способности к самоиронии (позитивной насмешки над собой);
  • рассмотрение характера собственной личности.

Самосознание: виды

Психологи разделяют такое понятие, как самосознание на виды (группы), которыми являются уровни отношений:

  1. Эгоцентрический.
  2. Группоцентрический.
  3. Социальный.
  4. Эстохолический.

Группоцентрический вид отношений выражается в положительной, одобряемой манере к своей группе, семье, коллективу, государству, района, города и т.д. Уровень хороших отношений зависит от ситуации и жизненных обстоятельств.

Эгоцентрический вид

Эгоцентрический вид, когда человек формирует своё отношение к окружающим людям на основе их взаимоотношений. Например, если собеседник неуважительно разговаривает, оскорбляя и унижая человека, то он скопирует неподобающее поведение и направит своё отношение в адрес обидчика.

Подобный уровень отношений распространён среди детей, для которых данное поведение является естественным. Некоторые взрослые люди также склонны проявлять эгоцентрическое поведение.

Социальный и эстохолический вид

Социальный и эстохолический видКаждый индивид представляет неоценимую важность независимо от следующих моментов:

  • возможностей;
  • навыков;
  • характеристик;
  • обстоятельств.

В эстохолическом виде отношений индивид рассматривает окружающих людей как элемент духовного мира. Важными чертами характера становятся:

  • милосердие;
  • терпимость;
  • уважение;
  • гуманность.

Самосознание: функции

Самосознание функцииВ психологии самосознание является незаменимым инструментом для работы ряда функций:

  1. Защитная функция.
  2. Корректировка собственного поведения.
  3. Экзистенциальная функция.
  4. Самосовершенствование.
  5. Интегративная функция.

Пожалуй, начнём с экзистенциальной функции, которая отвечает за то, что появляется потребность определения самого смысла или же сути жизни.

Защитная функция важна, ведь она отвечает за самозащиту на психологическом уровне. Самосознание подталкивает индивида оберегать своё истинное Я.

Корректировка поведения

Благодаря наличию такой оценки, как самосознание, человек способен посмотреть на себя со стороны независимого наблюдателя. С подобной позиции он может адекватно оценить собственное поведение, поступки, ведение дискуссий на основе моральных норм. Грамотная оценка помогает индивиду регулировать собственное поведение, принятие решений и взаимоотношения с окружающими людьми.

Самосовершенствование

Человеческая раса должна благодарить самосознание на возможность развиваться и самосовершенствоваться. Наличие такой способности, как самосознание, личность стремится к совершенству истинного Я.

Читайте также: Возникновение креативности

Самосознание наделяет человека мотивацией, заставляя индивида постоянно двигаться вперёд, и не позволяет долго оставаться на одном месте. С её помощью индивидуум может стремиться саморазвиваться, продвигаться по карьерной лестнице, физически улучшать себя и добиваться лучших условий жизни.

Интегративная функция

Благодаря влиянию самоидентичности, у индивида формируется взгляд на внешний мир с набором жизненных ценностей, а потому самосознание – это важный механизм в жизни человека. Целостная картина внешнего мира состоит из множества различных деталей, грамотно вписанных в мировоззрение.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.