Всё о конфликте и методах его решения

Что такое конфликтЧто такое конфликт знает каждый человек, ведь всем приходится взаимодействовать с другими людьми, а потому конфликтные ситуации иногда случаются. Конфликт можно повстречать повсеместно, а именно в школе, в университете, на работе, в общественном транспорте, в магазине, а также дома. Одним из важных навыков человека является умение не только распознать конфликтную ситуацию, но и разрешить её.

В этой статье читатель больше узнает о том, что такое конфликт и какие причины его возникновения могут быть. Рассмотрим типы людей в конфликтных ситуациях, а также стадии конфликтов. После ознакомления со всем материалом представим читателю интересную информацию по поводу того, как вести себя в конфликтной ситуации.

Что такое конфликт

Термин конфликтЧто такое конфликт, если говорить простыми словами. Во время взаимодействия людей могут возникать противоречия во взглядах, которые тяжело решить мирным способом. На момент, когда происходит острое разрешение спора, происходит острая дискуссия, а также противостояние двух участников диалога. Все эти перепалки сопровождаются негативными эмоциями, которые могут выйти за рамки приличия, а также общепринятых стандартов.

Психология трактует конфликт как отсутствие взаимопонимания и невозможность прийти к согласию нескольких сторон. Конфликтная ситуация может произойти между двумя людьми или человеком и группой, а также группами людей. Кстати, существует наука, которая занимается изучением и анализом различных ситуаций и называется она конфликтология.

Долгое время специалисты считали, что конфликт является негативным явлением, которое может вызвать недопонимание, острую обиду и даже враждебность, которая заканчивается серьёзными угрозами. Конфликтная ситуация в организации была сигналом для молниеносного вмешательства руководителей и это считалось негативным показателем эффективности управления.

В нынешнее время многие специалисты утверждают обратное, ведь некоторые виды конфликтов позитивно влияют на успешность компании. Принято считать, что таким ситуациям место быть даже в дружном коллективе и это считается нормой. Уточним, что это касается лишь некоторых спорных моментов, в результате которых достигается взаимопонимание и позитивный итог.

Причины конфликта

Причины ссорыЕсть много причин межличностного конфликта, но основным является неправильные действия менеджера и подчинённых или, что ещё более серьёзно, психологическая несовместимость людей в группе. Если мы хотим быть объективными, большую часть времени виноват лидер, потому что, обладая особыми знаниями, он должен тактично и мудро реагировать на ошибки подчинённых. В его обязанности входит предвидение последствий ошибок и их устранение.

Самая серьёзная и самая распространённая ошибка лидера — это высокая самооценка, игнорирование и неприятие мнений людей с более низкой иерархической степенью, то есть несоблюдение правил профессиональной или служебной этики. Если у лидера есть определённые причины высоко ценить свою деятельность, это связано с деятельностью всей группы, потому что большие успехи возможны только совместными усилиями членов всего коллектива. Чрезмерная оценка собственной личности, непризнание мнений подчинённых, обман их ожиданий, позор их прав — верный путь к конфликту.

Симптомы возникающего конфликта очевидны, и их можно заметить. В коллективе меняется атмосфера, появляется чувство дискомфорта, напряжение, недоразумения, мелкие происшествия. Итак, «процесс» начался, но он всё ещё находится под контролем. Опытный руководитель может не хуже барометра чувствовать приближающуюся бурю, распознавать признаки дискомфорта, реагировать на них и предотвращать наступление кризиса.

Интересная статья о том, что такое разочарование и его последствие.

Причины конфликта в коллективе могут быть разными — от важного события до сплетни. Формы проявления кризиса также разнообразны — от агрессивного эмоционального взрыва и неконтролируемых действий до депрессии. Лидер возмущён неправильными действиями подчинённых, ищет и обычно находит оправдание своим позициям и поступкам. Реакция на обстоятельства и развитие конфликта объединяет тот факт, что каждый участник оправдывает свои действия. Только с возрастом, с накоплением опыта, появляется (не всегда и не совсем) мудрость искать причины самого зла и способность прощать.

Типы людей в конфликтных ситуациях

Типы людей в конфликтных ситуацияхНам удалось разобраться с термином конфликт и причинами конфликта, которые, как оказалось, могут быть разными. Хотелось бы подчеркнуть важность того типа личности (особы), которая является конфликтующей стороной. Исследователи в сфере психологии Ф. Бородкин и Н. Кореак описали шесть типов людей с конфликтующими персонажами:

  1. Демонстративные люди, которые стремятся быть в центре внимания и они же являются инициаторами.
  2. Твёрдые люди, которые имеют преувеличенную самооценку, не учитывают мнения собеседника и других людей в целом, не являются самокритичными.
  3. Ненаправленные лица — импульсивные, агрессивные персонажи с пониженным самоконтролем.
  4. Очень пунктуальные люди, характеризующиеся подозрительностью и преувеличенными требованиями к окружающим.
  5. Люди, ориентированные на конфликты — которые рассматривают конфликт как средство достижения личных целей, предрасположенных к манипулированию другими в личных интересах.
  6. Неконфликтные люди — стремясь удовлетворить желания каждого, эти люди создают новые конфликты.

Какие стадии конфликта существуют

Конфликтная ситуация стадииПришло время обсудить стадии конфликта, которые мы разделим на соответствующие этапы. В более узком смысле конфликт является непосредственным противостоянием конфликтующих людей или их групп. В широком смысле слова, это процесс, который происходит в несколько этапов, противостояние, исходя из этого, является лишь одним из них. Более подробно обсудим стадии конфликта.

Первый этап

Возникает непосредственно конфликтная ситуация, то есть такое происшествие, при котором интересы обеих сторон расходятся, но реального противостояния нет. Элементы или же составляющие конфликтной ситуации:

  • участники (субъект, группа, человек, организация, государство, участвующее во всех этапах переговоров, конфликт, конфликтная ситуация);
  • противники (участники конфликта, у которых есть мнения, убеждения, аргументы, видения, диаметрально противоположные тем, которые обсуждаются или анализируются);
  • объект конфликта.

Внешними проявлениями конфликтной ситуации принято считать: дискомфорт, напряжённость, возникновение недоразумений и т. д. По истечении времени конфликтная ситуация способна видоизменяться и приобретать следующий характер:

  • исчезнуть (в случае, когда объект конфликта отступил и ушёл от конфликта);
  • поддерживаться в прежнем состоянии;
  • превратиться в иную (сложной или лёгкой формы) ситуацию;
  • усугубить под действием инцидента.

Конфликт — второй этапКонфликт — второй этап

На этом этапе конфликта представлен сам инцидент — действие или система действий, которая вызывает ужесточение противоречий и ставит начало борьбы между членами общества. Это может появиться чисто случайно или существовать только в воображении личности.

Из-за субъективного или объективного характера конфликтной ситуации или же инцидента целесообразно принимать во внимание разрешение конфликта. Об этом поговорим в конце статьи и расскажем как себя вести. Следует знать, что конфликтная ситуация может закончиться сама по себе (что бывает редко) или же путём информирования оппонентов скандала в результате их переориентации.

Однако инцидент с объективным характером должен закончиться удалением объекта (персонажа) конфликта. В то же время необходимо учитывать, что объективные условия формируют только потенциальную возможность для созревания конфликта, но его появление во многом зависит от разных обстоятельств, в том числе от характера человека (об этом можно прочесть статью на сайте).

Третий этап

Кризис и полный разрыв отношений между противниками. Этот этап включает в себя два этапа и более редкий – это конструктивный, а частый – это разрушительный.

Статья о том, каким должен быть настоящий мужчина.

Конфликт — четвёртый этап

Это сокращение и полное исчезновение конфликта в результате использования одного из процессов разрешения.

Прежде чем говорить о методах разрешения конфликтов, давайте проанализируем конфликтные отношения в обычном коллективе. В любой социальной группе, независимо от организации, к которой она принадлежит, и специалистов, из которых она состоит, может возникнуть и даже ярко разгореться конфликт.

В качестве причины могут служить различные ситуации. Внутри группы конфликт случается между её членами или между лидером и подчинённым. Такие ситуации встречаются частенько, и лояльные приёмы решения конфликта необходимо использовать, и они очень эффективны. Необходимо следить за эволюцией традиционных этапов любого конфликта:

  • узнать причину конфликта;
  • следить за признаками созревающей ситуации;
  • инцидент конфликта;
  • какая форма конфликта;
  • оценка;
  • анализ деталей;
  • реакция;
  • решение конфликта.

Как вести себя в конфликтной ситуации и разрешить конфликт

Как вести себяЧто такое конфликт и причины его появления, а также стадии нам удалось рассмотреть, а потому теперь перейдём к следующему вопросу. Каждый человек, который попадал в конфликтную ситуацию, задумывался над тем, как разрешить конфликт. Исходя из того, что типов конфликтов существует огромное количество и можно смело утверждать, что нет единственного алгоритма, который поможет решить конфликт. Давайте рассмотрим некоторые ситуации, которые чаще встречаются в повседневной жизни, а также советы для их решения:

  • всегда соблюдайте вежливость и корректность;
  • если видите, что ситуация выходит из-под контроля необходимо дать возможность противнику собеседнику выпустить пар;
  • наберитесь терпения и проявите спокойствие в момент диалога, также выслушайте претензии другой стороны;
  • тактичность в общении и постарайтесь собеседника направить в сторону здравого мышления и не позволяйте ему вернуться в эмоциональное состояние;
  • не забывайте проявлять уважение к противнику, ведь это одно из основных правил в конфликтной ситуации;
  • не позволяйте себе действовать оскорбительно, а также небрежно относиться к высказываниям человека, который имеет противоположное мнение;
  • сдержанность поможет даже в тех ситуациях, когда противника понесло не в ту степь или он полностью увлечён в конфликт.

Такое поведение в конфликтных ситуациях поможет не только договориться с противником, но и разрешить конфликт. Все советы соблюдать крайне тяжело, ведь в момент перепалки зашкаливают эмоции, и их следует сдерживать и быть умней собеседника. В нашей жизни встречается множество конфликтных ситуаций, а потому материал выше поможет осознать, что не всегда нужно становиться участником конфликта, а тем более инициатором.

Берегите свои нервы и не вступайте в спор с глупыми людьми, ведь по глупости у них опыта больше чем у вас, а потому победа за ними. Старайтесь выносить из каждого конфликта поучительную мысль, урок и знания, которые в будущем вам пригодятся. После неприятных ситуаций возникает чувство вины, а как бороться с этим читайте тут.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Комментарии 1

  • Основной причиной любого по своей сути конфликта является, психологическая составляющая сторон. Это либо недопонимания друг друга, либо насилие над оппонентом. В любом из случаев стоит мыслить рационально и пытаться найти выход из сложившийся ситуации. Иногда на поиск компромисса могут уйти годы, ну это уже совсем другой случай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.